Члены Общественной палаты Приморья выступили против проекта федерального закона о самозанятых иностранных гражданах

Члены Общественной палаты Приморского края Сергей Пушкарев и Денис Дега выступили за необходимость переработать раздел V «Правовое регулирование внешней трудовой миграции» проекта Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», а также за исключение из проекта федерального закона статьи 84 «Условия осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации самозанятым иностранным гражданином».

По словам Дениса Дега, действующий Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) в статье 13, «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» и в последующих статьях (13.2., 13.5., 13.6., 13.7.), достаточно подробно определил механизм правового регулирования внешней трудовой миграции.

Положения этих статей вырабатывались годами, исходя из практики трудовой деятельности отдельных групп иностранных граждан и социально-экономических характеристик территорий РФ.

В настоящее время в отношении трудовой миграции из стран с визовым режимом въезда сложилась и законодательно закреплена система согласования с органами исполнительной власти и организованного набора, требуемых экономикой регионов специалистов, определены ответственные лица в лице работодателей за привлечение и использование иностранных работников

Начиная с 2015 года обозначились проблемы внешней трудовой миграции, вызванные отменой квотирования привлечения и использования специалистов из стран с безвизовым режимом въезда и перевода трудовой деятельности выходцев из этих стран на патентную систему. В настоящее время основными донорами трудовых мигрантов, чья трудовая деятельность связана с получением патентов являются Таджикистан и Узбекистан, не входящие в Евразийский экономический союз.

Заложенный в ст. 13.3. ФЗ-115 порядок получения патентов, не учитывал потребности экономики субъектов РФ в дополнительных трудовых ресурсах. Предусмотренное этой статьей право самостоятельного трудоустройства соискателей рабочих мест (СРМ) из числа иностранных граждан, получивших патенты, исключение работодателей из процесса предварительного поиска и набора СРМ, создал проблемы, как для трудовых мигрантов, так и для принимающего их российского сообщества и давно уже требовал пересмотра и коренного изменения подхода к урегулированию рынка трудовой миграции из безвизовых стран.

Следует отметить, что для урегулирования процессов трудовой миграции из безвизовых стран с 21 декабря 2017 года действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности.

С 23 апреля 2021 г. введен Алгоритм действий по привлечению в экономику РФ иностранных граждан (Утвержден протоколом Оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. № 8кв).

В этих документах довольно подробно определен порядок организованного набора иностранных граждан для нужд экономики страны и их реализация позволила бы навести порядок на рынке внешней трудовой миграции из безвизовых стран.

Вместе с тем, проект федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» практически дезавуирует эти правовые акты.

Идя «в ногу со временем» разработчики проекта ФЗ предлагают внедрить во всех субъектах РФ унифицированную (но не апробируемую) цифровую схему привлечения к трудовой деятельности иностранных работников, без учета режима въезда и существующей многообразной социально-экономической специфики регионов РФ, особенностей правового оформления привлечения и использования иностранных работников, исходя из географического положения стран доноров трудовых ресурсов.

По нашему мнению, предлагаемые проектом ФЗ нововведения разрушат годами сформированный в субъектах Дальнего Востока механизм организованного набора специалистов из визовых стран АТР, которые для них являются «ближними» и наиболее привлекательными и не устранят проблем, связанных с нерегулируемым проблематичным въездом трудовых мигрантов из безвизовых стран Центральной Азии и исключат возможность организованного набора и въезда иностранных работников из этих стран.

Наоборот, предлагаемое пунктом 1. ст. 83 проекта ФЗ право иностранным гражданам, включенным в реестр осуществлять трудовую деятельность у любого работодателя или заказчика работ (услуг), включенного в электронный реестр работодателей, привлекающих иностранных работников, а тем более осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации в качестве самозанятых иностранных граждан (ст. 84. Проекта ФЗ) приведет к полной разбалансировке рынка труда в субъектах РФ и никаким образом не устранит существующие сегодня проблемы рынка внешней трудовой миграции, а наоборот усложнит их. Следует отметить, что если в настоящее время патенты для работы у физических лиц получают более 60 процентов безвизовиков, то с введением ст. 84 проекта ФЗ «Условия осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации самозанятым иностранным гражданином» этот показатель увеличится до 99 процентов.

Заложенное в статью 83 право самозанятого иностранного гражданина заключать договор с физическим лицом в устной форме, во-первых, не гарантирует соблюдение обязательств по выполнению условий охраны труда работодателем перед таким работником. Во-вторых, освобождает заказчика работ или услуг от обязанности «уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении с данным иностранным гражданином трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ или услуг в течение трех рабочих дней со дня его заключения». То есть, исключает контроль за рынком труда в субъекте РФ и делает возможным уход трудовых мигрантов в теневой рынок труда.

Как отметил Сергей Пушкарев, кроме всего прочего, применение формы самозанятых для иностранных граждан приведет к подмене трудовых отношений и создаст неравные конкурентные преимущества в отношении российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность у тех же работодателей за счет экономии средств отчислений в различные бюджетные и социальные фонды Российской Федерации, что составляет от 30 до 37 процентов от ФОТ штатного работника, работающего по трудовому договору.