Университеты и НКО — сферы взаимного обогащения

29 Ноября 2019

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Наталья Починок пояснила, что конференция является итогом огромной работы, которую проводили в рамках форумов «Сообщество» Общественная палата РФ, представители общественных палат регионов и муниципальных образований и инициативные. На площадках форума тема университетов как центров развития гражданского общества активно обсуждалась, подчеркнула она. 

По словам председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных (СО) НКО Елены Тополевой-Солдуновой, взаимодействие некоммерческих организаций и вузов в последние годы активизировалось.  

«Некоммерческим организациям трудно совершенствоваться в профессиональном плане, привлекать волонтеров, вообще развиваться без взаимодействия с вузами. Кроме того, в постоянно меняющемся мире, где гражданское общество становится все сильнее, сложно представить, что вузы обходятся без НКО: это и площадки для прохождения практик и стажировок студентов, вообще возможность познакомить студентов с тем, что такое гражданское общество в России, как работают его институты», — считает она.

НКО — это потенциал для дальнейшего трудоустройства и профессиональной реализации студентов, это совместные проекты, это площадки повышения квалификации — сфер для взаимного обогащения, для партнерства много, говорит Тополева-Солдунова. 

Эксперт Общественной палаты РФ Оксана Коротеева представила данные мониторинга реализации мер государственной поддержки по доступу СО НКО на рынок социальных услуг. Одним из серьезных барьеров, говорит она, является недостаточная компетенция органов власти и НКО, преодолеть этот барьер помогли бы специальные образовательные программы по тематике НКО, которых сегодня недостаточно. 

«В эти процессы необходимо включить региональные вузы, и не только в образовании. У вузов есть серьезный потенциал — это научная база; аналитическое и экспертное обеспечение; методическая, консультативная и имущественная поддержка. Это новые профессиональные траектории развития студентов в СО НКО. Сектор должен развиваться, становиться современным, профессиональным, и есть большая возможность для реализации в этом новом секторе экономики», — убеждена Коротеева. 

Общественница рассказала, что если на начало 2019 года реализовывалось 43 образовательные программы по тематике НКО в 19 субъектах РФ (25 вузов), то в настоящее время их количество увеличилось до 66. Кроме того, в 24 субъектах РФ (37 вузов) реализуется 69 программ дополнительного профессионального образования. 

«Важен эффект от привлечения студентов в СО НКО. Это рост количества рабочих мест без привлечения бюджетных средств, это увеличение количества рабочих мест для особой категории граждан, увеличение рабочих мест с частичной занятостью и гибким графиком, сокращение выплат по безработице, сокращение льготирования и другое. Это те экономические выгоды, которые сложно сразу просчитать, но если мы системно эту работу начинаем, то регионы должны увидеть эффект от нашей работы», — говорит Коротеева.

Наталья Починок напомнила, что закон о бесплатной юридической помощи регламентирует в том числе участие вузов в бесплатной поддержке слабозащищенных категорий населения, и предложила на законодательном уровне проработать инструментарий для внедрения такого же подхода для поддержки СО НКО и социального предпринимательства. Кроме того, она отметила опыт Ярославской области, где формирование ресурсного центра НКО проходило на площадке регионального вуза. Эта практика, считает член ОП РФ, должна быть рекомендована для внедрения в других регионах.

Член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Ирина Бурмыкина рассказала, что у Липецкого государственного педагогического университета имени Семенова-Тян-Шанского наработан большой опыт взаимодействия с некоммерческим сектором, а опыт, полученный в рамках реализации проекта «Университеты как центры развития гражданского общества», оказался весьма полезен.

«Мы начали осмысливать самый сложный вопрос: экономическую модель взаимодействия вуза и некоммерческого сектора, которое всегда было ориентировано на бесприбыльный вариант, вариант социального сотрудничества. Задача, поставленная организаторами проекта, позволила по-новому осмыслить, как выстроить работу, чтобы она была экономически оправданной. Нам удалось сформировать сообщество университетов в рамках этого проекта. Мы увидели, что университеты активно включаются в работу НКО, и сделали вывод, что сектор профессионализируется, а университеты вносят свой вклад и способствуют работе некоммерческого сектора», — поделилась она. 

Член Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки, директор Северо-Кавказского института — филиала РАНХиГС Азамат Тлисов считает очень важным объединение научного потенциала университетов с запросами НКО.

«Вузы и НКО являются кадровыми центрами, в которых для развития экономики, государственной службы регионы черпают кадры, обладающие тем или иным опытом, теми и или иными компетенциями. А живые проекты, которые реализуют НКО, — это возможность получить практические навыки, практический опыт, решая практическую задачу. В этой части такая площадка взаимодействия с НКО крайне необходима университетам и как база практик, и как возможность получения успешного бэкграунда для будущего выпускника, будущего специалиста», — убежден он. 

Начальник управления по развитию информационных технологий Ассоциации волонтерских центров Матвей Масальцев рассказал, что 1 ноября 2019 года запускается большой проект — онлайн-университет социальных наук, который ставит перед собой амбициозную цель — создание крупнейшей базы знаний для поддержки социальных инициатив, волонтерства и не только в России. Среди партнеров проекта — Ассоциация волонтерских центров, Роспатриотцентр, Агентство социальных инициатив, многожество других некоммерческие организации.

«Главная идея заключается в том, что мы показываем не только теоретический материал, а на живых реальных кейсах, живых волонтерских историях показываем, как это делать», — подчеркнул он.

Матвей Масальцев пояснил, что обучение будет проходить абсолютно бесплатно с последующим тестированием и сертификацией, и призвал к сотрудничеству вузы, которые, по его словам, смогут добавлять на ресурс собственные онлайн-курсы (по замыслу организаторов проекта, их тематика со временем будет расширяться), проводить вебинары и другие образовательные мероприятия. 

Короткая ссылка на новость: http://opprim.ru/~GIEwr