Общественная палата Приморского края

Кто виноват, что у нас неуправляемый режим неформальной занятости мигрантов

Я глубоко осуждаю свершившийся 22 марта 2024 г. в подмосковном «Крокус Сити Холле» теракт, презираю его организаторов и нелюдей, какой бы национальности они ни были, совершивших беспредельное убийство невинных людей.

Грузинский поэт Шот Руставели изрек: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны». Тем не менее, учитывая остроту момента, я решил высказать свое мнение по этому поводу, так как сторонним наблюдателем в этом вопросе никогда не был и свою позицию по этому вопросу излагал неоднократно.

В настоящее время общество раскололось на две части. Одни требуют незамедлительно депортировать всех трудовых мигрантов из Центральной Азии в страны исхода, ужесточения контроля за иностранными гражданами с момента их въезда и всего времени пребывания на территории России, а также проверку мест их регистрации, проживания и мест трудовой деятельности. Другие утверждают, что без трудовой миграции нам не обойтись.

Кто из них прав? Или истина находится где-то посередине? Давайте разберемся!

От петровских времен внешние миграционные процессы в России шли в управляемом государством режиме. Но если говорить о периоде начиная с 1991 г. и до настоящего времени, четкой миграционной политики в Российской Федерации пока не сформировано. Достаточно взглянуть на основополагающий в этом плане ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в который начиная с момента его принятия в 2002 г. внесено более 130 изменяющих документов. Но сказать, что миграционная политика государства отвечает текущему моменту, нельзя, и особенно – в сфере трудовой деятельности иностранных граждан.

Парадокс здесь состоит в том, что в стране в соответствии с ФЗ № 115-ФЗ одновременно функционирует два истока внешней трудовой миграции: первый – из стран с визовым режимом въезда, второй – из стран СНГ, граждане которых въезжают в РФ в порядке, не требующем получения визы. При этом следует отметить, что в центре внимания в качестве раздражителей общества находятся не выходцы из визовых стран дальнего зарубежья, а трудовые мигранты из стран Центральной Азии, въезжающие в Россию в безвизовом порядке («ближнее зарубежье»).

Почему именно они? В первую очередь потому, что в отличие от порядка привлечения и использования специалистов из стран с визовым режимом въезда, где четко отрегулирован действующим законодательством и правоприменительной практикой процесс организованного целевого набора, для трудовых мигрантов, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, с 2015 г. статьей 13.3 ФЗ № 115-ФЗ определен неограниченный въезд без учета потребности экономики, безадресное получение патентов, свободный поиск работы и работодателя с возможностью оставить место работы без объяснения причин и последствий.

В этих условиях эффективно регулировать рынок труда не представляется возможным, так как большинство «безвизовиков» (до 70%), свободно въезжая в Россию, оформляют патенты по универсальным профессиям (грузчики и подсобные рабочие) или для работы у физических лиц (54,5%), а по факту работают совершенно по другим специальностям, например сварщиками, монтажниками, бетонщиками. Из 100% трудовых мигрантов, получивших патенты, по договорам найма работают лишь 36,5%, остальные в «серой зоне», вне контроля фискальных и правоохранительных органов – со всеми вытекающими последствиями.

Таким образом, определенная законом патентная система трудоустройства иностранцев показала свою несостоятельность и оказалась нечувствительной к потребностям регионального рынка труда в требуемых специальностях трудовых мигрантов, и, как следствие, – возникновение несоответствия между спросом и предложением иностранной рабочей силы. И что наиболее важно – это среда для всякого рода проходимцев и криминальных элементов.

Говорить о введении механизма оргнабора и предварительной подготовки требуемых специалистов в странах исхода при наличии свободного въезда в РФ трудовых мигрантов из этих же стран бессмысленно. Услугами теневого набора свободно въезжающих в РФ трудовых мигрантов пользуются в основном работодатели малого и среднего бизнеса (73% всех предприятий и организаций ПК) через «посредников» и «бригадиров». Об этом свидетельствуют показатели постоянно растущей неформальной занятости иностранных работников (ИР). В допандемийном 2019 г. она составляла 58,5% (12068 ИР), а в постпандемийном 2022 г. она увеличилась до 67,9% (19552 ИР). В 2023 г. этот показатель практически не претерпел изменений.

Ежегодно в «свободном», неуправляемом режиме неформальной занятости на территории Приморья находится более 20 тыс. трудовых мигрантов из безвизовых стран СНГ. Таким образом, все те негативы, которые мы наблюдаем в отношении безвизовой миграции, мы породили сами, но почему-то не можем подойти к их устранению в комплексе.

Фрагментарный подход здесь положительных результатов, как правило, не приносит.

В качестве примера приведу внесенный на обсуждение Минтрудом России проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». С первого взгляда этот проект ФЗ вызывает одобрение, так как вводит в ФЗ № 115-ФЗ статью 13.8., которая (п. 1) определяет, что привлечение иностранных граждан в порядке целевого организованного набора признается приоритетным механизмом осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в России. Вместе с тем проект ФЗ оставляет в силе ст. 13.3. ФЗ № 115-ФЗ со свободным, нерегулируемым въездом граждан из безвизовых стран, скомпрометировавшую себя патентную систему трудоустройства безвизовиков, и, что самое главное,– нивелирует действующий механизм целевого организованного набора специалистов из стран с визовым режимом въезда установленный ст. ст. 13 и 18. ФЗ № 115-ФЗ.

По моему мнению, и не только моему, это введет еще большую сумятицу на рынке внешней трудовой миграции и никаким образом не будет препятствовать появлению новых террористических угроз.

Мы предлагаем очень простое решение, а именно:

– привлечение иностранных граждан в порядке целевого организованного набора признать приоритетным механизмом осуществления трудовой деятельности только для иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда, оставив в силе действующий порядок привлечения и использования специалистов из стран с визовым режимом въезда, определенный ст.ст. 13 и 18. ФЗ № 115- ФЗ;

– ограничить выдачу патентов иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, только для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности согласно 2-го абзаца п.1. ст. 13.3 ФЗ № 115-ФЗ;

– в случае, если законодатель примет поправки в ФЗ № 115-ФЗ без отмены патентной системы трудоустройства «безвизовиков», губернатор Приморского края может воспользоваться предоставленным ему ст. 13.3. п.3, аб.3. ФЗ № 115-ФЗ правом обращения в МВД РФ с мотивированным предложением о приостановке на определенный период выдачи патентов на территории Приморского края.

Введение предлагаемых изменений для граждан с безвизовым режимом въезда, отмены возможности приезжать в Россию с рабочей целью мимо целевого организованного набора с приглашением от определенной организации будет способствовать тому, что Министерство труда будет владеть информацией о том, на какие вакансии и в каком количестве в Россию прибывают трудовые мигранты (сейчас эта информация есть только в отношении мигрантов из стран с визовым режимом въезда).

К тому же въезд для работы по приглашению определенной компании трудовых мигрантов из безвизовых стран упростит контроль за иностранными гражданами с момента их въезда и всего времени пребывания на территории Приморского края, а также проверку мест их регистрации, проживания и мест трудовой деятельности. И значительно снизит количество незаконно находящихся на территории России.

В заключение хочу привести положение Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы, утвержденной Указом президента России от 12.05.2023 г. № 342 «Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем».

Следовательно, мы все вместе должны в первую очередь заботиться о росте собственного трудового потенциала, улучшения качества жизни россиян за счет наращивания и улучшения инфраструктурного потенциала. Вот на этом этапе нам и нужны дополнительные трудовые ресурсы, привлекаемые в порядке организованного целевого набора, и никак иначе.

Руководитель ПРОО «Миграция», председатель комиссии по миграционной политике,
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Сергей Пушкарев

По материалам konkurent.ru