Общественная палата Приморского края

Об общественном наблюдении на президентских выборах в Приморье

В Общественной палате Приморского края обсудили доклад Ассоциации независимого общественного мониторинга «Общественное наблюдение на выборах Президента России-2024: инструменты, инфраструктура, практики».

В докладе говорится, что выборы Президента России — ключевое событие в общественно политической жизни страны, определяющее перспективы ее развития. Важно, чтобы голосование прошло свободно, а результат точно отражал волеизъявление граждан. Гарантией этого является регулярная и системная работа по контролю за соблюдением законности и прозрачности основных избирательных процедур, осуществляемая представителями институтов гражданского общества. Обеспечить независимый контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, ходом голосования и подсчета голосов призвано общественное наблюдение.

По мнению заместителя Общественной палаты Приморья Ольги Чиркиной, в России и так выборы были, есть и будут свободными — никто и никогда не ограничивал и не сможет ограничить конституционное право гражданина прийти на участок и опустить бюллетень в урну. Что касается честного подсчета — его осуществляют компетентные люди, проходящие обучение. Наблюдатели, это не «сторожа сторожей», они нужны для фиксации и контроля того, что не увидела или не смогла увидеть избирательная комиссия. Наблюдатель — этот тот, кто наблюдает за свободой, честностью, законностью и прозрачностью выборов.  «Мы доверяем нашей избирательной системе, и именно поэтому ей необходим независимый контроль, а следовательно, общественное одобрение или порицание.

Ни для кого не секрет, что общественное наблюдение в Российской Федерации — сформировавшийся институт гражданского общества. Оно действует в рамках установленных правовых норм, используя не только прямо определенные инструменты, но и дополняя их практиками, выработанными на основании многолетней работы по наблюдению за выборами. В сфере внимания общественного наблюдения — мониторинг избирательного процесса на избирательных участках и голосования вне помещения для голосования, видеонаблюдение в центрах общественного наблюдения, очное и дистанционное наблюдение за ДЭГ, широчайший круг дополнительных инструментов быстрого реагирования, позволяющих не только зафиксировать спорную ситуацию, но и оперативно определить ее правовой статус.

Как отметил председатель комиссии по этике регламенту и организации работы Общественной палаты Приморского края Максим Белобородов, с 2018 года на законодательном уровне в нашей стране закреплен важнейший правовой институт общественного наблюдения за законностью, открытостью, прозрачностью и гласностью процедуры выборов всех уровней, однако фактически процедура общественного наблюдения за соблюдением избирательных прав зародилась в Российской Федерации гораздо раньше.

«Считаю, что в процедуре обеспечения общественного наблюдения важна роль и слаженная работа всех заинтересованных некоммерческих общественных организаций, однако ведущая роль отводится именно Общественной палате Российской Федерации и палатам субъектов, как органу, проводящему подготовку общественных наблюдателей для всех избирательных участков на своей территории края, осуществляющему взаимодействие с институтами гражданского общества, с избирательными комиссиями и при необходимости с правоохранительными органами.

На основе собственного опыта за соблюдением избирательного процесса, эксперты Общественной палаты — это квалифицированные специалисты в области права, экономики, социологии и межличностных отношений, которые должны уметь разрешить любую конфликтную (деструктивную) ситуацию, с момента обнаружения (поступления сигнала) и фиксации, до дачи правовой оценки и умения правильного реагирования.

Общественной палатой разработан «Золотой стандарт» общественного наблюдения, которым руководствуются все наблюдатели и который себя достаточно хорошо зарекомендовал на прошедших ранее выборах, как ориентир грамотных действий с учетом реальной практики и особенности проходящих в этом году выборах Президента России», — сказал Максим Белобородов.

Эксперты Общественной палаты Приморского края с прошлой осени приступили к работе с наблюдателями и взаимодействию с другими общественными организациями. В период с 15 по 17 марта 2024 года в круглосуточном режиме эксперты будут осуществлять дежурство в специальном установленном региональном штабе и при поступлении сигналов с избирательных участков, давать необходимые консультации, либо выезжать на место с целью разобраться в сложившейся ситуации и разрешить ее в соответствии с законом.

Добавим, что общественный контроль на выборах Президента Российской Федерации осуществляют специалисты, обладающие высокой квалификацией. Она складывается из многолетней практики не только в наблюдении на выборах, но и профессиональной деятельности в юридической, политологической и других сферах. Для обеспечения должного уровня квалификации все общественные наблюдатели, которые 15–17 марта 2024 года будут направлены на избирательные участки, прошли необходимое обучение. Открытость избирательного процесса обеспечат и центры общественного наблюдения, предоставляющие заинтересованным лицам доступ к прямой видеотрансляции с избирательных участков. Подготовка к их открытию идет в регионах полным ходом.

«В Приморье, как и во всех российских регионах, существует Центр общественного наблюдения за выборами. Им руководит Общественная палата Приморского края. Создана рабочая группа по общественному наблюдению за выборами. Члены Общественной палаты Приморского края в период выборной кампании, а именно в период проведения выборов президента, будут осуществлять круглосуточный оперативный мониторинг в центре общественного наблюдения за выборами Президента РФ», — уточнил председатель комиссии по экологической безопасности и природопользованию Общественной палаты Приморского края Андрей Караваев.